Oднoй стрoкoй
Фoтo: Formula 2 Смoтр нoвoбрaнцeв: Рaссeл, Нoррис, Джoвинaцци — ктo кручe?Сeгoдня в 12:00
В слeдующeм гoду Фoрмулa 1 пoпoлнится двумя звёздными дeбютaнтaми, кoтoрыx ужe сeйчaс нaзывaют будущими чeмпиoнaми мирa. Этo Джoрдж Рaссeл и Лaндo Нoррис. Крoмe тoгo, в сoстaвe Sauber бoк o бoк с Кими Рaйккoнeнoм свoй пeрвый пoлнoцeнный сезон в «Больших призах» проведёт протеже Ferrari Антонио Джовинацци. Чтобы выяснить, кто из новичков лучше всех готов к главному дебюту в жизни и кто станет лучшим, AUTOSPORT.com.ru пообщался с гонщиками SMP Racing Михаилом Алёшиным и Егором Оруджевым, а также их наставником Петром Алёшиным — директором молодёжной программы.
«Расселу приходилось доказывать скорость»
До конца сезона Формулы 2 остаётся всего один этап в Абу-Даби, и там Джордж Рассел, наверняка, оформит чемпионство. Помешать британцу может лишь Александер Албон, который, может быть, тоже окажется в следующем году в Формуле 1, а может и нет. Накануне финальной пары гонок у Рассела уверенное преимущество в 37 очков, а у Албона – лишь минимальные шансы. Впрочем, чем бы ни завершилась борьба в Абу-Даби, в следующем году Рассела ждёт ещё более серьёзный вызов — дебют в составе Williams, команды, которая в 2018-м стала главным разочарованием пелотона.
«Сложно сказать, кто лучше — Рассел или Норрис. Они — два разных пилота, — считает Егор Оруджев. — Рассел старше Ландо. И Джорджу пришлось пройти через большее количество серий. Ему приходилось доказывать свою скорость, чтобы попасть в хорошую команду. Мне кажется, в Еврокубке Формулы Renault 2.0 и европейской Формуле 3 он провёл не самые выдающиеся сезоны, но стоит отметить, что команды, в которых он выступал там, были не самыми лучшими». Оруджев знает о чём говорит: в 2014-м Егор пересекался с Расселом в двухлитровой Формуле Renault, а на финальном этапе в Хересе выступал с ним в одной команде.
Джордж Рассел на этапе в МонцеФото: Formula 2
«Как только Рассел попал в топ-коллектив [GP3], он выиграл титул в дебютном сезоне. И в этом году все идёт к тому, что Формулу 2 он возьмёт с первого раза. Это очень крутой показатель мастерства, — продолжает Оруджев. — Мало кому удаётся в первый же год стать чемпионом. До него такое смог сделать только Шарль Леклер».
Леклер против всего мира: какие вызовы уготованы дебютанту Ferrari
В последние два сезона Рассел раскрылся заново, и это произошло сразу после попадания в обойму Mercedes. Если в Формуле 3 на британца не обращали особого внимания, то теперь, сотворив настоящий фурор в Ф2, он фактически затмил Ландо Норриса, который впервые с 2014 года не смог стать чемпионом. Тем не менее ближайшие перспективы Рассела целиком и полностью зависят от того, насколько конкурентоспособна в следующем сезоне будет машина Williams.
«У Норриса высокая скорость адаптации»
Для Ландо Норриса сезон-2018 сложился не совсем так, как рассчитывал гонщик: несколько лет не знавший поражений британец столкнулся с техническими проблемами, допустил пару ошибок и к финальному этапу потерял даже математические шансы на титул. Впрочем, нельзя сказать, что сезон в исполнении Норриса был так уж плох: Ландо показывал впечатляющую скорость, великолепно работал в трафике и совершенно по делу получил место в McLaren.
«Из троих пилотов — Ландо Норриса, Джорджа Рассела и Антонио Джовинацци, на мой субъективный взгляд, наиболее интересен Норрис, — говорит Пётр Алёшин, отвечающий в SMP Racing за подготовку молодёжи. — Мне кажется, Ландо обладает более высокой природной скоростью и очень высокой скоростью адаптации. Он выиграл практически все молодежные серии, в которых участвовал. Он очень мотивированный гонщик».
Ландо НоррисФото: Formula 2
«Норрис — уникальный пилот, — соглашается с наставником Оруджев. — У Ландо все сошлось: он быстрый и талантливый от природы, но ещё у него есть большая опора в плане финансирования. У него состоятельная семья, поэтому Ландо всегда много тестировался, а это — накат, который многое решает в молодёжных формулах. Плюс он сам выбирал команду, в которой будет выступать. Но при этом сам Ландо очень трудолюбив и выжимает максимум. Он быстро прошёлся по формулам, выиграв и Еврокубок Формулы Renault 2.0, и европейскую Формулу 3. В этом и состоит его уникальность. Мало таких гонщиков из богатых семей, которые не избалованные, а трудяги, выкладывающиеся на все 100%».
Умение быстро адаптироваться к новой технике — именно тот навык, который должен помочь Норрису как можно быстрее начать выжимать максимум из машины. При этом, будучи дебютантом, Ландо очень хорошо знает команду — куда лучше приходящего из Renault Карлоса Сайнса. Где-то это уже было: перспективный британец-дебютант против более опытного испанца, рассчитывающего стать лидером команды… Тогда, правда, McLaren выступал на совершенно ином уровне.
Так кто же всё-таки круче?
В этом году Джордж Рассел по всем цифрам оказался впереди Ландо Норриса — и по очкам, и по победам, и по поулам. Но стоит признать, что на стороне Рассела находилась более опытная команда — Carlin вернулась в Формулу 2 только в этом году и не обладала той базой настроек, которая есть в распоряжении инженеров ART Grand Prix. Так, с шинами Норрису и всей команде пришлось знакомиться фактически с нуля, в то время как Рассел мог обратиться к прошлогоднему опыту Шарля Леклера. Но в Формуле 1 всё будет иначе.
«Формула 1, как мы знаем, это не моносерия, то есть у команд разные машины, моторы и всё остальное, — отмечает Михаил Алёшин, экс-пилот IndyCar и чемпион Мировой серии Renault. — В Формуле 1 очень многое зависит от того, за какую команду ты будешь выступать».
«На мой взгляд, тяжело сравнивать пилотов при переходе в следующую серию, — добавляет его отец Пётр Алёшин. — Совершенно не факт, что человек, который показывал выдающиеся результаты, например, в Формуле 3, при переходе в Формулу 2 будет выступать также успешно. Потому что в сериях разные машины, разные поставщики резины, да и команды часто работают по-разному».
Джордж Рассел и Ландо НоррисФото: Formula 2
«Думаю, в Формуле 1 у Рассела и Норриса могут быть равные шансы, — говорит Оруджев. — Большее значение будет иметь конкурентоспособность их машин. Быть может, Williams и МcLaren прибавят в следующем году, и тогда на них будет очень интересно смотреть. В любом случае, это два гонщика уровня Формулы 1 из поколения молодых дарований».
Пьер Гасли: В Формулу 1 пришло новое поколение гонщиков
«Судя по карьере Рассела, Норриса и Джовинацци в молодежных сериях, с моей точки зрения, Джордж — номер один. Я учитываю результаты его выступлений во всех классах до Формулы 1. Второе место я бы отдал Ландо, третье — Антонио, поскольку у него более скромные результаты в молодежных сериях, — отмечает Михаил Алёшин. — Но если мы будем судить по результатам команд в этом году, то Джовинацци, наверное, попал в более успешную команду, чем Рассел и Норрис. Но что будет в следующем году, никто не знает. Потому что и Williams, и McLaren могут прогрессировать, а Sauber, наоборот, может, опуститься в таблице результатов. Но на данный момент у Джовинацци более выгодные стартовые позиции».
Антонио ДжовинацциФото: Sauber F1 Team
Судить о расстановке сил в пелотоне Формулы 1 в следующем году пока рано — лишь на первых предсезонных тестах можно будет оценить новые машины, которые будут заметно отличаться от нынешних: меняются габариты переднего антикрыла, а именно оно определяет весь аэродинамический профиль автомобиля, так что недооценивать перемены не стоит. Но, так или иначе, каждый из трёх дебютантов — Джордж Рассел, Ландо Норрис и Антонио Джовинации — доказали, что достойны шанса в Формуле 1. И каждый из них в будущем может стать суперзвездой Больших призов.
Дмитрий Захарченко специально для AUTOSPORT.com.ru
Хотите первыми узнавать новости мирового и российского автоспорта? Подписывайтесь на наш канал в Telegram и получайте ежедневные рассылки без спама и рекламы!